«Путь героя» или какие кризисы настигают каждого предпринимателя?

Бизнес — это штука, которая кардинально меняет жизнь. Меняет мышление человека, образ жизни, дает свободу и финансовое благополучие, признание и реализацию. Но как и везде, здесь тоже есть своя плата.
Бизнес — это бесконечные стрессы, это кризисы, депрессии, утраты друзей и прежнего окружения, столкновение с чувством одиночества "на вершине".

Как и у супружеской пары, в бизнесе существуют кризисы. По сути каждый виток, каждый переход на новый уровень — это кризис. И жизнь предпринимателя постоянно развивается, он часто обучается новому и с чем-то прощается.
Я хочу рассказать вам о жизни владельца компании, с чем ему приходится сталкиваться на своем предпринимательском пути, опираясь на известную модель Ицхака Адизиса о жизненном цикле организации. Пусть эта статья будет полезна и тем, кто уже давно "в пути" и тем, кто только в его начале.

Каждая организация, как и человек, имеет свой цикл жизни. Но в отличии от человеческой жизни, жизнь организации очень хрупка, особенно высока смертность на старте:

  • 95 % компаний закрываются в первый год,

  • а из оставшихся - 80 % компаний закрываются до 5 лет.
Давайте разбираться, с чем это связано и что ждет каждого предпринимателя. Я, естественно, буду смотреть на все через призму психологических знаний. Все причины, безусловно, не раскрою, какие-то я возможно просто не встречала, какие-то не вспомнила, но основные расскажу.

  1. Все начинается с вынашивания идеи и это очень похоже на вынашивание ребенка. Как оказалось, я не первая додумалась до этой аналогии, многие консультанты по бизнесу сравнивают эти явления.
Как и многие родители, предприниматели не представляют, что их ждет дальше. Очень во многие иллюзии они все еще верят и многие необдуманные решения совершают при несформированном предпринимательском мышлении (например вкладывают вначале большие капиталы).

Если продолжать аналогию, то на данном этапе самое страшное, что может случиться — это выкидыш. То есть идея так и останется идеей.

Каковы причины?

  • Страхи. Всевозможные, от «отберут бизнес» до «у меня не получится, я опозорюсь».

  • Неудачный прошлый опыт. То есть человек верит, что у него снова не получится или все в конце концов развалится. Соответственно, идею реализовать он просто не решится.

  • Лояльность семейной системе и актуальной группе (я понимаю, что уже везде ее вставляю, но все же это важно). Это значит, что человек сохраняет верность существующим законам, иерархии, правилам, установкам, ролям той системы, в которой находится. И если он это нарушит, то может последовать реальное наказание от членов группы или чувство вины, то есть самонаказание за желание уйти/предать/улучшить свою жизнь. Именно поэтому окружение играет большую роль. «Смените окружение и у вас может появиться шанс на улучшение своей жизни» - говорят многие коучи и консультанты по бизнесу.
Все это может актуализироваться на любом жизненном этапе предпринимателя, но в самом начале пути — остановит человека и не даст ему стать предпринимателем.

Если вы столкнулись с подобными проблемами, то стоит обратиться за помощью! Больше всего, в данном случае подойдет психолог.
2. Далее идет младенчество и детство.

До появления на свет организации, каждый предприниматель вынашивает идею о ней, он фантазирует о том, какой будет его компания. И вот она наконец появляется и с чем же может столкнуться «новоиспеченный родитель»?

С детской смертностью.
Компания может погибнуть. Как я уже писала — смертность в первые годы очень высока, а все из-за нехватки денег (как правило) и отсутствия предпринимательского опыта.

О причинах более подробно.
  • Иллюзии. Их бывает очень много, но часто встречаются именно эти: «все будет легко», «вложу деньги — получу прибыль», «самое главное вложиться в бренд и открыть офис», «все будет продаваЦА само». Самое первое с чего важно начать — выбрать нишу, прописать свои сильные стороны, осознать свою ценность, понять какие проблемы способна решать ваша организация и каким людям это действительно нужно. И да, понять, что бизнес — это не только психология, но и продажи. Чтобы в компании появлялись деньги — нужно продавать! И если эта компетенция у вас страдает, значит вам будет туго. Важно реально посмотреть на это и предпринять какие-то шаги, чтобы закрыть эту пробоину, если она у вас имеется.
  • «И швец, и жнец, и на дуде игрец». Да, сначала предприниматель делает все сам, но постепенно прописывает (в идеале) функционал и передает его хотя бы помощнику, а далее создает отдел продаж. Если владелец компании продолжает все делать сам, в его жизни нарушается баланс, он быстро устает и выгорает. А в таком состоянии не нужен уже никакой бизнес и никакие деньги.
  • Отсутствие поддержки со стороны близких. Здесь снова можно добавить тему лояльности.
Уже на этой стадии новоиспеченный предприниматель может засомневаться в правильности выбранной сферы деятельности, он может засомневаться в идее.
Действительно, бывает так, что выбор сделан не правильно, но чаще всего эти сомнения говорят нам о сопротивлении и о наличии одной или нескольких из вышеперечисленных причин или о кризисе компетенций.

Кризис компетенций — это отсутствие определенных знаний для развития компании, отсутствие знания в маркетинге, продажах, менеджменте. Очень неприятно чувствовать себя в чем-то некомпетентным, для некоторых это настолько невыносимо, что они ничего не меняют в своей жизни и не развиваются.
Изменения и развитие — это шаг в неизвестность и это огромные возможности.

На данном этапе важно защищать, питать своего все еще «малыша». Важно вкладываться в развитие, нарабатывать навыки и формировать предпринимательское мышление, параллельно прощаясь со старыми убеждениями. Если вы столкнулись с нехваткой знаний, навыков — смело обращайтесь к консультанту по бизнесу и записывайтесь на качественные навыковые бизнес-программы. Если вам не дают двигаться закостенелые убеждения (в том числе про деньги), лояльность и всевозможные страхи - обращайтесь к психологу.
3. Стадия «Давай-давай».
Ура! Бизнес начинает стремительно расти, он достигает точки безубыточности, а владелец компании активно набирает персонал.

Если на этом этапе предприниматель все еще не внедряет правила, нормы ведения бизнеса и не делегирует функционал, то компания попадает в так называемую ловушку основателя.
Это значит, что он может долго пытаться нанимать, а потом увольнять сотрудников, снова нанимать и снова увольнять и т. д. Каждый раз он убеждает себя, что лучше него никто работу не сделает.

Почему это происходит?

  • Боится, что украдут бизнес. И это может быть абсолютно иррациональный страх (и он бывает очень сильным, с которым необходимо разбираться) или это страх, основанный на предыдущем опыте.

  • Социофобия. Речь идет о страхе перед обществом и общественной деятельностью. Конечно, социофобия напрямую связана с низкой самооценкой и стыдом. Из-за страха перед людьми владелец компании может совсем не нанимать персонал и, тем самым, будет тормозить себя в развитии.

  • «Синдром самозванца». Предприниматель с «синдромом самозванца» обесценивает себя, свои способности и свой продукт деятельности. Он уверен, что место, статус, деньги, которые у него есть, всего этого он не заслуживает и каким-то чудом смог всех обмануть. Но правда, по его мнению, непременно вскроется и он все потеряет.
    А когда человек, особенно предприниматель сомневается или не осознает свою ценность, ему сложно ставить адекватные цены, ему сложно развиваться самому и развивать компанию, сложно нанимать сотрудников и тем более управлять ими.
Часто владелец компании не только боится отпустить контроль, в большинстве случаев он еще не умеет управлять людьми.

Предпринимателю необходимо развивать управленческую компетенцию, так как количество людей со временем в компании растет и он может столкнуться с кризисом координации. Данный кризис возникает, когда управленец не может грамотно распределить работу персонала, а сотрудники действуют по принципу «кто в лес, кто по дрова».

В любом случае здесь уже важно прекратить работать самому и переходить к системному управлению в бизнесе. В противном случае крах неизбежен.
Как вы видите снова - проблемы не только на уровне недостаточности навыков и знаний, но и на уровне психологических проблем.
Поэтому на данной стадии стоит обращаться за помощью и к психологу, и к консультанту.
4. Юность.

Чаще всего предприниматель великолепен в творчестве и создании новых проектов с нуля, но управление, честно говоря, ему удается хуже или не удается совсем. И если он как-то доковыляет своими силами до этой стадии, то дальше ему уже необходим профессиональный, грамотный управляющий, которому нужно передать бразды.

Если этого не происходит, то кризис координации ударяет всей мощью, после чего возможен уход всего персонала или даже изгоняется сам владелец. Такие истории случаются, может быть об этом вы тоже слышали. Я такие истории знаю.

Если владелец компании все же соглашается с этой участью (взять управленца), то с тем, что управленец должен и может знать что-то лучше самого владельца - справиться сложнее.

Некоторым невыносимо это даже осознавать. Если владелец не двигается в этом направлении - компания постепенно приходит в упадок и преждевременно умирает.

На данном этапе возникает пик того самого кризиса роли, о котором я часто говорю клиентам.
Предпринимателю рано или поздно придется стать кем-то другим в своей компании, трансформироваться, вырасти, измениться (как хотите). Кризис роли сигнализирует о переходе, о том, что в прошлом должно остаться что-то старое, а дальше нужно перестраиваться, внедрять что-то новое и становиться более зрелым вместе с компанией.

Можно цепляться за старое от страха перед неизвестностью, можно винить себя за отсутствие навыков и знаний, можно требовать от себя быть идеальным и всезнающим, а можно зная, что кризисы и изменения неизбежны - принять их и идти дальше.

На этой стадии может быть и застревание и большие потери. Поэтому помощь здесь может потребоваться сильнее чем на предыдущих этапах.
5. Расцвет и зрелость (стабильность).

Не каждая компания достигает этого положения. Безусловно, это успех и это время стабильности, устойчивости, непоколебимости!
Бизнес на этой стадии может пережить разные штормы. Но это не навсегда, все хорошее когда-нибудь заканчивается. Рынок меняется, появляются новые конкуренты, новые технологии и после этой стадии бизнес постепенно начинает умирать.

Далее возможны такие стадии как аристократизм (в том числе ранний), бюрократизация и смерть.
На этих стадиях компания постепенно «портится», перестает заботиться о потребностях клиентов, о качестве продукта, а больше ориентируется на соблюдение принятых правил и норм. Соответственно, если конкуренция большая в данном сегменте, компания быстро потеряет свою привлекательность и умрет. Безусловно, можно продлить жизнь компании, при выборе правильных стратегий развития. Для этого многие и обращаются за помощью к консультантам по бизнесу. С грамотным консультантом можно значительно продлить жизнь своей компании.

Если смерть компании все же случается (не важно уже на какой стадии), владелец сталкивается с огромной утратой. И дальнейшее развитие жизни предпринимателя зависит от того, как он будет обращаться со своими переживаниями.

- Или он отдастся чувствам, закономерному процессу горевания с ее этапами и задачами и, восстановившись, вновь обретет силы.
- Или он разочаруется в себе, то есть сделает не правильные выводы и в дальнейшем будет пугаться что-либо начинать, потому как не проживет полноценно процесс горевания.
- Или он заморозит чувства и будет справляться с утратой с помощью алкоголя или иных зависимостей, а то и хуже (возможно вы слышали истории мужчин, которые в 90-е потерпели неудачу и то, как они справлялись с этим). В таких случаях чаще всего возникает депрессия.

На этом все, надеюсь смогла отразить большинство кризисов, трудностей, с которыми приходится сталкиваться предпринимателю. Предупрежден — значит вооружен, как говорится:)

Ну, а если вы женщина-руководитель и сейчас переживаете утрату или иной кризис, если вы застряли на какой-то из стадий и не можете продвинуться дальше, если вы хотите раскрыть свои сильные стороны и свое ЯДРО...

Приходите в 2-х месячную программу для женщин-руководителей и владельцев компаний "АКТИВАЦИЯ ЯДРА"

Берегите себя!
С уважением, Анжелика Гиниятова (семейный психолог, коуч, ведущая тренинговых групп).
Записаться на консультацию: +7(351)777-89-84.
Читать еще статьи...
Made on
Tilda